Краткая история каратэ | Каратэ Нюмон (отрывки из книги Г. Фунакоши) |
Традиционное каратэ Сётокай
   
           
 

Каратэ Нюмон (отрывки из книги Г. Фунакоши)


Вступление Предисловие 1.Истоки 2.Каратэ на островах Рюкю
3."Китайская" рука, "пустая" рука 4.Мастер Азато 5.Мастер Итосу
6.Заповеди в учении 7.Перед уроком 8.Портреты трех учителей

Есть старая байка. Император Наполеон, дескать, любил вспоминать и восхищаться маленькой страной в Восточной Азии, которая хоть и имела мало земли, была совершенно независима. Оружие в этой стране было строжайше запрещено законом, а имеющий его считался преступником.

Страна эта находилась к югу от Японии и звалась когда-то королевством Рюкго. Ныне это префектура Окинавы, родина каратэ.

Когда родилось каратэ, не знает никто. И вряд ли это когда-нибудь станет известно. Объяснение этому есть. В старину каратэ держали в тайне от чужаков. Пришлым о его силе и возможностях не говорили. Я уж не говорю о "показывали"... Не сохранились и письменные документы, в которых можно найти хоть намек или след времени появления на свет великого искусства.

В королевстве Рюкю оружие запрещали дважды. И оба раза запрет был государственным. Впервые это случилось лет 500 назад, а во второй раз - на 200 позже. Табу на оружие сыграло огромную роль в развитии каратэ. (Впрочем, "огромная" - всего лишь слово, а слова часто слабее того, что они означают).

Первый запрет на оружие объявили в период так называемого Объединения Трех Королевств. Ба Кин упоминает о нем в своих "Сказках Камелии".

До пятнадцатого века на островах Рюкю было три самостоятельных королевства - Чузан, Нанзан и Хокузан. И каждое претендовало на лидерство. Чузан оказалось сильнее двух других. И все три объединились. Владыкой единого государства стал король бывшего Чузан - великий Сё Хаши (1372-1439). Первое, что он сделал, - издал указ о запрете на оружие и образовании невоенизированного правительства, в которое входили люди науки и толковые политики.

Запрет был строг. Под него попадали даже старые мечи, которые хранили, как память. Целых два столетия островитяне жили в мире, народом правили мудрые, добрые люди. В 1609 г. на Рюкю напали войска Симазу, воинственного владыки южного Кюсю, который претендовал на южные моря и территорию Рюкю.

В гражданской войне Сенгоки (1467-1568) армия Симазу прославилась бесстрашием и жестокостью. Двадцать лет, предшествовавшие нападению на Рюкю, были "страшным сном" для регента Тойтоми Хидеоши: он пытался объединить всю Японию.

Гроза самураев Сатсума не ожидал встретить такой решительный отпор островитян. Захват порта Наха - ворот в Окинаву - провалился. Только с помощью подкрепления остров был окружен войсками Симазу. Затем внезапная атака на порт Унтэн - а его почти не охраняли - и захватчики добились своей цели. Ситуация резко изменилась: Окинава, главный остров архипелага, оказался в руках Симазу.

Новый государь издал свой указ, запрещающий оружие. На сей раз указ распространялся на представителей всех сословий. Историки единодушны в том, что своим рождением каратэ, уникальный вид безоружного боя Окинавы, обязано запрету Симазу: жителям Рюкю, хочешь не хочешь, пришлось изобретать безоружную форму защиты. Правда, некоторые приёмы безоружного боя существовали и раньше, до войны с Сатсумой. Так что правильнее, на мой взгляд, сделать следующий вывод: новый запрет на оружие стал катализатором очищения и совершенствования уже существующего вида борьбы.

Рюкю оказались государством, подчиненным Китаю, наладились частые контакты островитян и жителей провинции Фукайен на материке. Естественно, что китайское кэн-по (дословно - "кулачный метод") стало известно и популярно на японских островах. Элементы кэнпо сами собой переплелись с техникой местного боя без оружия. Причем, некоторые приемы сохранили первоначальную форму. Так возникли два предшественника каратэ - Окинава-тэ и То-дэ. Когда я был ребенком, я слышал эти слова от старших. Сейчас мне кажется, что То-дэ обозначало в большей степени традиционный китайский кэнпо, а Окинава-тэ - так тогда называли местный вид боя.

Истории военного искусство Китая не меньше шести тысяч лет. Говорят, в годы правления легендарного Желтого Императора (Хунаг-ти, приблизительно 2700 г. до нашей эры) солдаты отбивались от варваров-захватчиков острыми, как лезвие бритвы, мечами. И до рождения правящей династии Чжоу (1027 г. до нашей эры) Китай был более чем беспокойной страной. Там то и дело вспыхивали войны между кочующими племенами. Само собой, тревожный образ жизни ставил народ перед необходимостью изобретать новые стратегии, новую технику боя: с врагом надо бороться, более того, его нужно победить. Эти боевые науки древности систематизировали три человека: Та-Шанг Лао-Чин, Тай Чен-дзэн и Юан Шит-Тьен. Они положили начало тому, что позже получило название Три Начальные Школы военного дела. Все три системы опробованы поколениями тех, кто изучал их, кто вносил что-то свое, новое, чего требовало время. Так век за веком древнее боевое искусство Китая превращалось в технику развитого благородного военного мастерства.

В период Трех Королевств (220-80 гг. до н.э.) в стране один за другим выросли три богатыря: Куан-Ю, Чанг Фэй и Чао Юн. Их сила и знание военного искусства сделали для страны столько, что трудно выразить словами. Особо знаменит подвиг Чао Юна: имея в руках одно копье, он обратил в бегство целое войско врага и освободил своего принца.

С тех пор в Китае появился неписаный закон: во главе государственной армии мог стать человек, который отлично знает военное дело, отличается здравомыслием и легко ориентируется в самых сложных боевых стратегиях.

Следующее тысячелетие стало периодом эволюции двух основных военных стилей. Их рождение и развитие наблюдали три королевские династии: Юань (1279-1368), Мин (1368-1644), Цин (1644-1912). Представители обеих школ военного искусства все эти годы боролись за первенство, оттачивали, совершенствовали свою технику. Этот процесс не мог не сопровождаться основанием множества дочерних школ двух главных направлений.

Стоит ли говорить, что Шанг By и Шаолинь - обе имеют и недостатки, и достоинства. Трудно, точнее, невозможно сказать, какая из них лучше.

В Китае обе школы популярны, и никогда ни одна из них не подвергалась гонениям. Нет, китайскими школами боевых искусств всегда гордились, как национальными традициями. Школа Шанг By, основанная Чанг Сан Фэнгом, опирается на силу "чи" ("ки" ~ в Японии). Тай-чи, Хсинг-ай и Па-Куа - школы-единомышленники Шанг By. В движениях спортсменов этого направления сразу чувствуется некая взрывная сила. Внешне это чрезвычайно эффектно. Действенно не менее: точный удар легко сбивает противника с ног.

Стиль Шаолинь иной. Его последователи чтят Та-мо Лао-тсу (Бодхидхарму), считая именно его основателем школы. Здесь главный акцент - на технику рук и ног, приемы блокировки и нападения. Предусмотрена гибко-жесткая техника и длительно-краткая. Другими словами, приемы нападения, нанесения удара и приемы захвата.

Говорят, что Та-мо прибыл в Китай из Индии. Путешествие его было трудным и опасным. Он пересекал широкие реки, шел по огромным равнинам, взбирался на высокие горы и отвесные скалы. Наконец, он попал в королевство императора Лианга. Ему-то путешественник и поведал о Пути и Законах Будды. В эру Куанга (520-4 гг. н.э.) император Северного Уэй Хсайао Мин пригласил Та-мо в монастырь Шаолинь провинции Хонан проповедовать путь Будды.

Монахи падали в изнеможении на его занятиях. Тогда великий учитель говорил: "Закон Будды учит питать и крепить дух. Но дух и плоть едины. Их нельзя разъединить. Взгляните на себя: вы измучены, устали духовно и физически. В этом состоянии невозможно постигать путь Будды. Завтра рано утром мы начнем все сначала. Будем отрабатывать то, что не сумели сегодня". Тогда он учил монахов укреплять дух и плоть сутрами Экикин и Сензуй.

Сензуй очищает мысли, открывает мир в истинном свете. Экикин состоит из иероглифов "эки" (перемены) и "кин" (мускулы), приучает тело к дисциплине, делает его сильным и крепким. Тренируя тело путем, описанным в сутре Экикин, можно достичь силы королей мифического царства Дэвов. Очищая мысли путем сутры Сензуй, развиваешь силу воли и желание следовать духовным путем Будды.

Говорят, эти две сутры дают человеку такую мощь, что он может передвигать горы, а сила "ки" позволяет познать суть Вселенной.

Эта метода и легла в основу обучения военному искусству. Стиль Шаолинь-кэнпо быстро охватил весь Китай, да и сейчас он все еще в моде. Он пересек море, попал на острова Рюкю, где, видимо, слился с местным стилем боя, очень на кэнпо похожим.

 

 
     
  webmaster