Краткая история каратэ | Каратэ Нюмон (отрывки из книги Г. Фунакоши) |
Традиционное каратэ Сётокай
   
           
 

Каратэ Нюмон (отрывки из книги Г. Фунакоши)


Вступление Предисловие 1.Истоки 2.Каратэ на островах Рюкю
3."Китайская" рука, "пустая" рука 4.Мастер Азато 5.Мастер Итосу
6.Заповеди в учении 7.Перед уроком 8.Портреты трех учителей

В Окинаве в ходу были слова "Окинава-тэ" и "То-дэ". Уже в Токио и я сам, и мои ученики стали говорить "Каратэ-до". В книге "Каратэ-до Кёхан" я уже подробно объяснял, почему появился новый термин. Но и сейчас не прочь рассказать об этих причинах. Итак:

1. Так как нет никаких письменных документов, мы не знаем, что означает "кара" в слове "каратэ". Его можно написать иероглифом "китайский" и иероглифом "пустой". Были времена, когда все китайское считалось лучшим. Тогда, говоря о чем-то прекрасном, пользовались первым иероглифом. Это отразилось и в названии боевого искусства. Слово "каратэ" начиналось с иероглифа "китайский", что придавало ему значение высшего класса и превосходности.

2. Такое написание может вызвать неразбериху. Каратэ начнут путать с китайским кэнпо. (И все же стоит признать, что каратэ Окинавы и сегодня сохранило некоторые ката, явно принадлежащие китайскому стилю боя).

3. Теперь, когда Япония стала нацией мира ~ а кто-то считает, нацией высшего порядка, - как-то не очень удобно использовать слово "китайский", говоря об уникальном военном искусстве Японии.

4. "Кара" в значении "пустой", "безоружный", "безоружная самооборона" куда более подходяще.

5. Как в тихой, пустой долине резонируют даже самые слабые звуки, так избравший путь каратэ должен очиститься от эгоизма и корысти, чтобы стать внутренне свободным (пустым) и готовым реагировать на любую неожиданность. Вот истинный смысл слова "пустой" в каратэ.

6. Постигший бесконечность форм и элементов Вселенной понимает, ЧТО ЕСТЬ пустота - она ни что иное, как истинная форма Мироздания. Все виды боевого искусства - яридзюцу (бой копьём), бёдзюцу (бой шестом), дзюдо, кэндо и так далее - основаны на единых с каратэ основополагающих принципах. Разница в том, что каратэ исчерпывающе определяет основной принцип всех боевых искусств. Форма заполняется пустотой, и пустота принимает форму. Использование иероглифа "пустой" в слове "каратэ" базируется на этом принципе.

Я начал отстаивать право на существование именно этого иероглифа в написании слова. И тут же получил письмо с протестом из Окинавы: "Я узнал, что в Токио вы изменили значение "кара" в слове "каратэ" и желаете, чтобы его написание имело значение "пустая рука". Хотелось бы знать, какие у вас на то основания. Иероглиф "китайский" мы и наши предки употребляли много веков. Наконец, мы привыкли к такому написанию. Кто вы такой, чтобы менять по своему усмотрению исторические традиции?" Тогда эту точку зрения разделяли многие жители Окинавы. И будь у них такая возможность, они охотно подписались бы под письмом протеста. Что я мог им ответить? Я написал следующее: "В своей книге "Каратэ-до Кёхан" я подробно пишу о том, что дает мне основания менять правописание и смысл слова "каратэ". Буду очень признателен, если Вы найдете время прочесть мои объяснения".

В пользу употребления иероглифа "китайский" в слове "каратэ", строго говоря, нет оснований. Даже в старину, говоря о каратэ, люди вряд ли имели в виду некую связь с Китаем. Что касается меня, я не вижу смысла пользоваться иероглифом "китайский". Далее. Сейчас уже мало, а то и вовсе нет, сходства между каратэ и национальными видами единоборства Китая: Шаолинь кэмпо и тайдзи-цуань. То же справедливо и по отношению к китайскому реслингу и японской борьбе сумо. Нет внешнего сходства. Методы обучения отличаются в корне. Различны подходы и восприятия. Дух, наконец.

Помню, году в 1891-1892 некто Сури Дзиндо Кого Сёгако на свой страх и риск стал учить детей Окинавы каратэ. Ученики начальной школы тогда были намного старше сегодняшних. Первоклассник лет двадцати от роду в те годы не был редкостью. Позже, когда учредили единый призывной возраст на военную службу, издали распоряжение, касающееся медицинской комиссии. Врачам надлежало высмотреть среди призывников тех, кто занимается каратэ - их выдавало физически развитое тело. Этот факт сам по себе становился предметом серьезного разговора. Итог очередного безумия начальников был таков. Председатель комиссии по образованию префектуры Огава Синтарё пригласил мастера Итосу на совещание директоров школ. Пригласил не одного, а с учениками, и попросил дать показательные выступления юных каратистов. Огава был потрясен мастерством юношей. Вскоре ему предстояло написать отчет в Министерство Образования страны. Он написал... о нравственности и духовности боевого искусства каратэ. Надо отдать должное Министерству Образования: там оценили достоинства Каратэ-до. И дали добро - чего никто не ожидал - включить каратэ в обязательную программу физического воспитания Первой общеобразовательной школы Окинавы и специальной школы для мальчиков, готовящей будущих военнослужащих.

Впервые после долгих лет секретности и конспирации каратэ стали преподавать открыто. К тому времени я и мои товарищи-единомышленники уже лет десять шли путем Каратэ-до, а некоторые и того больше. Но об этом мы не распространялись. Зачем? Когда началась война с Синаем, один молодой человек стал упорно заниматься каратэ с мастером Итосу. Он протренировался больше года, а уж потом пошел добровольцем на фронт. Получил назначение в дивизию Кумамото. Во время медицинского осмотра дивизионный врач обратил внимание на мускулатуру юноши: "Вы из Окинавы? Каким видом борьбы вы занимались?" Парень ответил, что он простой фермер, и, кроме тяжелой физической работы, ничем никогда не занимался.

Медкомиссию вместе с ним проходил его товарищ. Тот не выдержал и выпалил: "Он занимался каратэ!" "Вижу, вижу", - пробормотал врач. Он все еще был под сильным впечатлением от развитого и накачанного тела юноши.

Я еще расскажу во второй части этой книги о том, что ката каратэ - это совокупность движений во всех направлениях. Здесь нет зацикленности на какой-то одной тенденции. Движения ног так же активны, как и движения рук. Все типы движений, включая повороты и прыжки, выполняются так, чтобы равномерно развивались все четыре конечности. Это одно из принципиальных отличий методики обучения каратэ.

Одной-двух минут достаточно, чтобы выполнить одно ката полностью. Есть быстрые, стремительные ката - на них уходит 30-40 секунд. В этот короткий промежуток времени вы тренируетесь в силу собственных возможностей и особенностей организма.

День ото дня растет ваше умение, автоматизируются навыки, вы уже можете выполнить более широкий объем упражнений. Достаточно один раз увидеть, как целеустремленный, серьезный студент секции каратэ задыхается и не может восстановить дыхание после одной-двух минут работы в додзо, и вы поймете, насколько каратэ тяжело в учении. Но есть и другая сторона медали. Если количество и характер упражнений толково подобран для конкретного человека, учтены его индивидуальные возможности и физические особенности, опасности переутомления можно не бояться. Даже если ученик слаб здоровьем и переступил порог додзо в первый раз. Эти два обстоятельства - краткость упражнений и доступность для всех, сильных и слабых, здоровых и хилых, - тоже отличает каратэ от других боевых искусств.

И еще: для тренировок не нужно ни специальное оборудование, ни одежда, ни помещение.

Каратэ можно заниматься в одиночку, вдвоем, с группой партнеров. Причем их количество не ограничено - и 100, и 200 человек. Каратэ в целях самозащиты дает огромные возможности. Все ваше тело превращается в оружие.

В мае 1922 г. Министерство Образования организовало, а главное, выделило деньги на Первую Ежегодную Спортивную Выставку. Её провели в Оканомизу. Меня, как президента Ассоциации Боевых Искусств Окинавы, попросили использовать эту возможность и представить наш местный стиль самозащиты. Просьба исходила от Департамента по Делам Образования Окинавы.

Я охотно согласился и стал готовиться к поездке в Токио. Я всегда считал себя посредственным оратором и все думал, как же мне рассказать огромной аудитории о боевом искусстве, о котором большинство не имеет ни малейшего представления. Думал, гадал и решил: возьму с собой фотографии - крупные планы ката, кумитэ, приемы для рук и ног. Так я и сделал. В столицу заявился с тремя огромными фотостендами.

Я планировал вернуться домой сразу после выставки. Но неожиданно в самый разгар ее работы мне принесли записку от Кано Дзигоро, известного мастера дзюдо. Он просил обучить его каратэ.

Я не считал, что достоин такой чести, и вежливо отказался, объясняя отказ необходимостью вернуться домой. Но попросил разрешения посетить додзо великого мастера до отъезда. Он ответил: "Я прошу Вас встретиться со мной. Пожалуйста, подождите два-три дня. Я хочу, чтобы с Вами увиделись все". Через три дня я пришел в додзо Кодокан, где встретился с лучшими мастерами дзюдо. Их было около сотни.

Со мной не было моих учеников, не было никого, кто мог бы помочь в показательных выступлениях. На мое счастье, в Токио оказался Гима Синкин, молодой тренер каратэ из Окинавы. Он согласился выступить со мной, мы вместе показали ката и кумитэ. Некоторые из них, особенно Канку, так поразили зрителей, что нас просили повторить все сначала много раз.

После выступлений началось обсуждение. Нас засыпали вопросами. Спрашивали все, и начинающие, и зрелые мастера дзюдо.

Позже остались одни "старики". Кано Сэнсэй спросил, сколько нужно времени, чтобы отработать все ката. Я ответил: год, а то и больше. "Я не смею просить Вас задержаться здесь на такой срок, - сказал он. - "Но я бы очень хотел, чтобы Вы научили меня хотя бы двум-трем основным ката". Я был польщен и тронут просьбой великого педагога и мастера в мире боевых искусств.

Планы мои побыстрее вернуться домой рухнули. Я стал давать уроки каратэ в додзо Кодокан и Военной Академии Тойамы. Прошло совсем немного времени, и меня начали приглашать на консультации самые разные организации. Вот некоторые из них. Объединение штангистов, Спортивная школа, клуб художников. Брать уроки каратэ пожелало и семейство Сё, именитое и очень знатное.

Времени совсем не хватало. Но я чувствовал, что должен сделать все, что могу, ради Каратэ-до. Я старался не пропустить ни одной встречи, успеть на все выступления и лекции. Постепенно увеличилось количество желающих пройти ускоренный (краткий) курс обучения. Самые серьезные и упорные из них стали моими учениками на многие годы.

Мне стали предлагать штатную работу в школах. Я был так занят, а дел впереди так много, что стало понятно: скоро вернуться домой мне не удастся.

Меня часто спрашивают: "Сколько существует стилей (разновидностей) каратэ?" Вопрос, на первый взгляд, простой. Но ответить на него сложно. Дело в том, что каратэ очень индивидуальный вид борьбы или спорта. Можно даже сказать, что у каждого каратиста свое каратэ. Существует несколько субъективных причин, определяющих появление многочисленных стилей каратэ. Взять, к примеру, такое обстоятельство. Человек не может верно выполнить какие-то движения ката, у него не получается тот или иной прием. В результате ката выполняется так, как может именно этот человек в силу своих физических данных. Недостаток прилежания - тоже причина: ученик заучивает ката неверно, хотя мог бы отработать его лучше. Бывает, люди подолгу не тренируются и забывают традиционные ката, пробуют выполнить их, а у них выходят совсем другие движения. Случаются и личные ошибки тренеров, и идиосинкразия на определенные движения в ката. Все бывает. Да, есть много причин, по которым то или иное ката видоизменяется. Но утверждать, что это ведет к появлению разных стилей, в строгом смысле слова не верно и даже недостойно.

Есть люди, и таких немало, кто пытается смешать малые навыки джиу-джитсу со столь же малыми навыками каратэ. В результате они проделывают нечто странное, не стоящее ни того, ни другого названия. Есть и такие, кто выдает свои доморощенные выдумки за некий особый стиль каратэ или особый стиль кэнпо. Будет жалко и стыдно, если их воспримут всерьез.

Слишком много развелось "мастеров каратэ", которых никто, кроме них самих, таковыми не считает. Бывает, является ко мне в додзо подобный господин и представляется: "Я лучший ученик Сэнсэя Имярек". Как правило, "лучший ученик" ничего, кроме амбиций, не имеет, у него нет даже посредственных навыков боевого мастерства. И чаще всего этих "мастеров" стоит пожалеть: они попросту обладают очень слабыми способностями. Можно только удивляться, как такой примитивный человек находит слова для саморекламы. И если таковые принимать всерьез, тогда количество стилей каратэ безгранично.

Несколько лет назад мы с учениками отправились в Бутоку-дэн в Киото на показательные выступления школ боевых искусств. Каратэ числилось в программе в разделе "Дзюдо". Я полюбопытствовал, кто еще примет участие в фестивале. И что я увидел? В программе были перечислены школы каратэ, о которых я в жизни не слышал. Когда дело дошло до выступлений, я вообще чуть было не потерял дар речи: ИХ каратэ было совсем НЕ каратэ. Я пришел в себя. Испытывая стыд и смущение, решил извиниться перед публикой. Ведь они только что принимали за каратэ то, что я, посвятивший этому искусству жизнь, не узнал и не мог считать таковым. И когда меня спрашивают, сколько стилей у каратэ, что я, по-вашему, должен отвечать? Перечислять это неизвестно что? Так врать непростительно.

Насколько мне известно, из прошлого до нас дошли два настоящих стиля: Годзю-рю мастера Мияги и Шито-рю мастера Мабуни. Я никогда не давал названия тому каратэ, которому обучаю сам. Некоторые мои ученики прозвали его Шотокан-рю.

Если внимательно рассмотреть ката, их можно разделить на две категории. Ката первой категории - трудные и тяжелые. Они подходят тем, кто стремится накачать мускулатуру и набраться силы. Ката второй категории легкие и быстрые. В них главное - подвижность и скорость. Двигаться, как пушинка, может научиться каждый.

Наши "старики" относят первую категорию к стилю Сорин-рю, а вторую - к стилю Сорей-рю. Думаю, точнее употребить слово "фу" - разновидность, манера исполнения, а не "pю" - стиль. В любом случае, это деление достаточно условно: ката Сорин состоят из медленных, как бы тяжелых движений, а ката Сорей - из быстрых и легких. Два типа ката каждый отрабатывает и применяет на свое усмотрение. Но это не значит, что можно, а когда-то и нужно, заниматься одним в ущерб другому.

 

 
     
  webmaster